Ленты, показавшие себя в национальных прокатах, наконец, стартуют в России. Среди них главный оскаровский фаворит текущего года «Линкольн» Стивена Спилберга, криминальная картина «Охотники на гангстеров» Рубена Флейшера, а также британская экранизация романа Чарльза Диккенса «Большие надежды», снятая Майком Ньюэллом.
ЛИНКОЛЬН
1864 год. Исход Гражданской войны предрешен. Выбранный на второй срок президент Авраам Линкольн (Дэниэл Дэй-Льюис) готовится к очередному выступлению в сенате, кульминацией чего должно стать принятие 13-й поправки в конституцию, окончательно бы избавившей страну от оков рабства. Однако политические битвы выходят не менее напряженными, чем реальные.
Стивен Спилберг еще в начале 2000-х хотел заняться Фильмом об одном из важнейших людей в американской истории, когда купил права на еще не опубликованную документальную книгу Дорис Кернс Гудвин, посвященную последним месяцам жизни Авраама Линкольна. В роли выдающегося президента режиссер видел ирландца Дэниэла Дэй-Льюиса, который тогда отказался от предложения, о чем сообщил автору «Челюстей» в письменном виде. Но на тот момент картина о Линкольне должна была быть военным эпиком, где бы герой представал в образе бесстрашного лидера и друга чернокожих (в том числе приятельствовавшего с чернокожим писателем Фредериком Дугласом), ведущего северян к победе в Гражданской войне. Версия, которую написал Тони Кушнер в корне отличается от изначального материала. Здесь Линкольн предстает перед зрителем на исходе войны не столько человеком необычайной смелости, сколько умным и тонким политиком, ловко лавирующим между партийными распрями и пытающимся утвердить свои идеи на законодательном уровне. Первоначально на главную роль был утвержден Лиам Нисон, но подготовительный период «Линкольна» затянулся, отчего артист вынужден был отказаться от работы у Спилберга, так как посчитал себя слишком старым для роли. Поэтому Спилберг был вынужден предложить роль к когда-то отвергшему предложение режиссера Дэниэлу Дэй-Льюису, в этот раз уже ответившему согласием. Критики к нерасторопному и серьезному историческому фильму (блистательно снятому постоянным оператором Спилберга Янушем Камински) отнеслись с большой симпатией. На грядущем «Оскаре» картина вовсе является лидером по числу номинаций (и в актерской категории, кажется, возьмет свой приз, учитывая действительно грандиозное перевоплощение Дэй-Льюиса). Уверенный успех ждал «Линкольна» и в американском прокате, чем были скрашены не самые впечатляющие кассовые сборы нескольких предыдущих работ постановщика (за исключением четвертого «Индианы Джонса»), среди коих «Мюнхен», «Приключения Тинтина» и «Боевой конь», не добравшиеся на родине до стомиллионной планки. ОХОТНИКИ НА ГАНГСТЕРОВ
1949 год. Гангстер Микки Коэн (Шон Пенн) подминает под себя весь криминалитет Лос-Анджелеса и фактически становится единственным заправилой в городе. Противостоять ему сможет лишь специальный полицейский отряд, полномочия которого в борьбе с преступностью несколько расширены и допускают ответные силовые меры по отношению к распоясавшимся бандитам.
Основой для «Охотников на гангстеров» стала серия публикаций Пола Либермана в LA Times. В 2008-м права на экранизацию статей купила студия Warner Bros. Место режиссера предлагалось весьма впечатляющим кандидатам — от Бена Аффлека до Даррена Аронофски. В итоге на должности был утвержден Рубен Флейшер. Будучи опытным клипмейкером, в большом кино он дебютировал в 2009-м с лентой «Добро пожаловать в Zомбиленд» — пародией на штампы зомби-хорроров. Казалось бы, что после «Зомби по имени Шон» прибавить что-то новое к шуткам над стереотипами подобных фильмов будет сложно, тем не менее Флейшер справился с задачей блестяще, откинув усложненность постмодернистской картины Эдгара Райта и сосредоточившись на прямых и доходчивых шутках. Картина стала хитом проката, долгое время даже велись разговоры о сиквеле (но они, похоже, заглохли). Впрочем, «Zомбиленду», похоже, удастся продолжить развитие в виде интернет-сериала, которым планирует заняться компания Amazon. С другой стороны, подобная практика (сериалы по мотивам известных хитов) живет в Голливуде уже больше полувека, только многие такие проекты чаще всего не переживают и одного сезона, перед тем как потонуть в пучине безвестности. Следующий фильм Флейшера, «Успеть за 30 минут», по первым материалам демонстрировал большой комедийный потенциал, но после релиза получил прохладные отзывы критиков и показал посредственные результаты в прокате. «Охотники на гангстеров» же в плане бюджета не очень сильно превосходят предыдущие ленты постановщика, зато с легкостью обгоняют их по мощи актерского состава, куда вошли Шон Пенн, Райан Гослинг, Ник Нолти, Джош Бролин, Джованни Рибизи и Эмма Стоун. БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ
Воспитанный жестокой сестрой мальчик Пип еще в детстве знакомится с матерью и дочерью Хэвишем, а также в какой-то момент пытается спасти беглого каторжника, но того все равно ловят. Жизнь героя круто меняется, когда в дом заявляется адвокат Джеггерс, который предлагает Пипу отправиться в Лондон.
Британский режиссер Майк Ньюэлл, недавно разменявший восьмой десяток, многие годы отдал английскому телевидению, где он сотрудничал с целым сонмом корифеев британской «новой волны» 1980-х, например Майком Ли, Майклом Эптедом и Аланом Кларком. Один из его тогдашних проектов, «Человек в железной маске» с Ричардом Чемберленом даже стал хитом в СССР, а хоррор «Алмаз семи звезд» (где сыграли Чарльтон Хестон и Сюзанна Йорк) попал в американский прокат. Выход Ньюэлла на фестивальную арену произошел с релизом мелодрамы «Танец с незнакомцем» по пьесе Шелы Делени. В 1992 году Ньюэлл снова сумел завоевать симпатии критиков с фильмом «Колдовской апрель», получившим две премии «Золотой глобус». Вскоре популярность постановщика стала международной: его малобюджетная мелодраматическая комедия «Четыре свадьбы и одни похороны» заработала в прокате более 250 миллионов долларов, утвердив в звездах первой величины Хью Гранта и Энди МакДауэлл. После этого Ньюэлл прочно обосновался в Голливуде. Из-под его кинематографического пера вышли такие ленты, как «Донни Браско», «Управляя полетами» и «Улыбка Моны Лизы». В середине 2000-х он соглашается вернуться в Англию и срежиссировать четвертую часть саги о Гарри Поттере. После провала экранизации книги Габриэля Гарсиа Маркеса «Любовь во время холеры» Ньюэлл решил вновь попробовать себя в эпическом жанре с высокобюджетной киноверсией видеоигры «Принц Персии», показавшей довольно умеренные кассовые результаты (а в США вовсе провалившейся). В 2013-м в российский прокат выходит очередная адаптация Ньюэллом литературной классики, на этот раз «Больших надежд» Чарльза Диккенса. Основной проблемой, вставшей перед режиссером, было наличие множества предыдущих экранизаций романа, в том числе канонической версии 1946 года, блистательно снятой мастодонтом мирового кино Дэвидом Лином. Подойдя к делу со всем тщанием и почтением к материалу, Ньюэлл в актуальной манере преподносит эту старую историю современной публике. Обозреватели отнеслись к очередной экранизации наследия Диккенса с симпатией, из очевидных ее достоинств отмечая сильный актерский состав.
|