Наверное, каждый любит фильмы «золотого десятилетия Гайдая», начавшегося в 1965 году с фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Мало кто знает, что человек, снявший лучшие советские комедии, в жизни почти не смеялся над шутками. 30 января невеселому режиссеру исполнилось бы 90 лет.
Леонид Иович Гайдай родился в 1923 году в городе Свободный Амурской области в семье железнодорожного служащего и домохозяйки. Леонид был младшим ребенком. Семья часто переезжала из маленьких городков в поселки и обратно, а мальчик между переездами обожал смотреть фильмы Чаплина: приходил на первый сеанс, а после его окончания заползал под сиденья, чтобы переждать перерыв между сеансами и посмотреть ленту заново. И так по несколько раз в день!
Гайдай окончил школу, когда началась война, и решил записаться добровольцем в армию, но не прошел по профнепригодности. Тогда он устроился рабочим сцены в Иркутский театр и попутно занимался в театральной студии при Доме культуры железнодорожников. Через год юношу все-таки призвали в армию и направили в Монголию объезжать лошадей. Но его тянуло на фронт, поэтому, когда военком приехал отбирать солдат для действующей армии, Гайдай сразу загорелся желанием оказаться в рядах пополнения.
На вопрос офицера «Кто в артиллерию?» Леонид крикнул: «Я!» «В кавалерию?» — снова «Я!» «А во флот?» Об ответе вы догадаетесь сами. Эта комичная ситуация впоследствии была по-новому обыграна в знаменитом эпизоде «Операции «Ы» и других приключениях Шурика».
В 1949 году в Москве Гайдай поступил на режиссерский факультет ВГИКа и снискал во время учебы всеобщие восторги. Никто даже и не подозревал, что талантливый студент сделал выбор в пользу режиссуры потому, что понимал следующее: из-за специфической внешности (длинный, худой и неуклюжий) репертуар его ролей был бы ограничен. Актерская стезя стала бы не лучшим вариантом. Жена Гайдая Нина Гребешкова на вопрос, каким был муж, всегда отвечала: «Посмотрите на Шурика, и вам все станет ясно».
В 1955 году Гайдай сыграл роль в комедии «Ляна», а потом полностью посвятил жизнь режиссуре, иногда появляясь на экране в эпизодах своих же фильмов. Первая комедийная лента с Вициным и Пляттом «Жених с того света» (1958) имела грандиозный успех, а «Трижды воскресший» (1960) с треском провалилась, ввергнув режиссера в отчаяние.
Он уехал в Иркутск к родителям, не забывая искать сюжеты для будущих сценариев. И случайно на чердаке нашелся номер газеты «Правда» с фельетоном в стихах «Пес Барбос» Степана Олейника. Рассказ о трех дураках, бегающих от собаки со взрывчаткой, в умелых руках режиссера превратился в короткометражную ленту «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), которая полюбилась зрителям. Впоследствии трое героев фильма породили образы Балбеса, Труса и Бывалого – трех популярнейших персонажей советского кинематографа.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967), «Бриллиантовая рука»(1968), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) — первые три из перечисленных легендарных фильмов стали самыми кассовыми в советском прокате: их посмотрело практически все население СССР! Потом были ленты «Не может быть!» (1975), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «За спичками» (1979), «Спортлото-82» (1982), а следом и перестроечные «Опасно для жизни!» (1985), «Частный детектив, или Операция «Кооперация»» (1989), «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон Бич опять идут дожди» (1992), которые были приняты в штыки. Гайдая обвиняли в «ненужном кривлянии героев» и «беззубости социальной критики».
В начале творческого пути Леонида Гайдая поддерживали Иван Пырьев и Михаил Ромм, а в конце режиссер остался непонятый зрителями и критиками и пророчески вздыхал: «Вообще расклеивается как-то все». В 1993 году сценаристы Инин и Волович предложили Гайдаю комедийную историю о подводной лодке, но режиссер неожиданно им сказал: «Ребята, я, наверное, не смогу…» Мэтр умер в ноябре того же года. Но с нами остались его бессмертные и бесценные фильмы.
|